Три украинских режиссера, фильмы которых стоит посмотреть каждому

История украинского кинематографа полна примерами талантливых режиссеров, которые оставили после себя ценное культурное наследие.

Редакция 0512 подготовила для Вас информацию о трех  украинских режиссерах, фильмы  которых стоит посмотреть каждому.

Дзига Вертов

Настоящее имя режиссера - Давид Кауфман. Его называют “киноглазом”, “кинооком”, создателем техники съемки “скрытая камера” и самым величайшем документалистом мирового кино. Его фильм под названием “Человек с кинокамерой”, снятый в 1929 году, был поначалу не принят современниками, но только через время этот шедевр смогли оценить по достоинству. Сама картина снималась на улицах Киева, Одессы, Москвы. В ней видны вывески на украинском языке. Самой речи нет, ведь документальное кино было изначально запланировано без звука. Давид Кауфман снимал картину совместно со своим братом Михаилом Кауфманом, а музыку к фильму написал британский композитор Майкл Найман.

В картине братья отсняли все: шумные улицы городов, работу швей на заводе, нелегкий труд шахтеров, спящую женщину, пьяного мужчину, механиков на предприятии, спортсменов. Поражают зрительское око символы: сначала в ЗАГС приходят молодожены для создания брака, а вскоре приходит другая пара, чтоб подать на развод. Режиссер ловит момент и записывает на пленку эмоции на лицах этих людей. Таких противопоставлений в фильме много: война (раненый солдат) и мир (суетная жизнь городов), обеспеченная жизнь (женщина в парикмахерской) и жизнь несостоятельная (женщина на тяжелых работах), смерть(похороны совсем юного парня) и жизнь(рождение ребенка).

Наверное, самое главное, что хотел сказать режиссер: жизнь - невероятно тяжелая, но в тоже время и невероятно интересная.

Сергей Параджанов

Украинский и армянский кинорежиссер. Живя в Советском Союзе, не боялся критиковать власть, насмехаться над партийными лидерами и упрекать соцреализм в своей фальшивости. Человек, снявший такие шедевры как “Тени забытых предков”, “Цвет граната”, “Ашик-Кериб”, “Легенда о Сурамской крепости” и другие.

«Тени забытых предков» сняли в 1964 году в селе Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области. Интересно, что именно здесь Коцюбинский и написал свое произведение, по которому через несколько лет Параджанов поставит экранизацию. Во время съемок режиссера хотели поселить в отеле, но он отказался, решив жить среди людей, чтобы понять дух местных жителей. Гуцулы дарили режиссеру вышиванки и кормили национальными блюдами. Говорят, что одной долгожительнице Параджанов подарил французские духи, а она в свою очередь стала рассказывать о том, что в свое время собирала грибы с Иваном Франко. Сценарий к фильму Параджанов писал вместе с Иваном Чендеем. Режиссер месяц прожил у Чендея дома и за это время научил готовить его жену долму - национальное блюдо армян.

Все, что видите на экране, было на самом деле. Так, как плачут гуцулы, никто не может плакать. Это был год жизни, прожитый у костра, возле источника вдохновения. Это необычный край, который надо познавать и изучать во всем своем обаянии, - скажет вскоре режиссер.

Вскоре Параджанова обвинят в украинском национализме и поведут в тюрьму, где гений не будет сидеть без дела: режиссер создал  целую серию коллажей и рисунков вышла у режиссера. После выхода из тюрьми, Параджанов снимет еще два шедевра: “Лебединое озеро. Зона” про годы заключения и “Ашик-Кериб” по мотивам сказки Лермонтова. Этот фильм Сергей посвятил памяти своего друга режиссера  Андрея Тарковского, которого не стало накануне.

Я отомщу этому миру любовью, - говорил гений. И отомстил.

Кира Муратова

Кинорежиссер, сценарист и актриса. Свой первый фильм, который стал популярным, она сняла в 1967 году. Картина называется “Короткие встречи”, а в главной роли снялась она сама вместе с Владимиром Высоцким. Снимали фильм на Одесской киностудии. Актеры вспоминают, что поначалу ни Муратова, ни Высоцкий не должны были сниматься в главной роли.

О картине стало известно лишь через 20 лет. Тогда ее посмотрели более 4 миллионов зрителей, а в 2001 году фильм показали на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.

Актеры отмечают, что Кира была бескомпромиссной и жесткой во время съемок, но в жизни была необычайно добрым и отзывчивым человеком. Терпеть не могла советскую цензуру, поэтому после распада СССР наконец начала снимать настоящие шедевры. Именно Кира Муратова первой заметила талант Ренаты Литвиновой и сразу же после знакомства пригласила ее сниматься в своих фильмах. Рената снялась в фильме “Три истории” 1997 года, где сыграла злобную Офу, которая вскоре убьет собственную мать. Широкую популярность приобрел фильм “Настройщик” 2004 года.

Кадр из фильма "Настройщик"

Последние дни жизни Кира прожила в родной Одессе в своей квартире. Журналисты, которые приходили к ней, отмечают, что квартира  была похожа на настоящий музей. И правда: Кира никогда не предавала искусство, какими бы тяжелыми не были жизненные обстоятельства и какой бы не была деспотичной власть.

Читайте также:  Топ 10 украинцев, ставших известными в эмиграции