17-18 июля в селе Моринцы на Черкасщине прошел пятый ежегодный фестиваль «Ше.Fest».
Об этом сообщает корреспондент 0512.
Как в свое время отмечал Евгений Сверстюк: «Феномен Шевченка отражает нашу национальную природу, наше мировосприятие, наше прошлое и нашу надежду на будущее. Он символизирует душу украинского народа, воплощает его достоинство, дух и память». Именно поэтому с целью увековечения значимости и величия Шевченка для украинского народа уж пятый год подряд на его родине, в селе Моринцы, проходит тематический фестиваль под открытым небом. Организаторы мероприятия отмечают, что образ Кобзаря всегда актуален, его творчество модное сейчас. Уже в течение нескольких лет это настоящее украинское культурное пространство объединяет единомышленников со всей страны. В программе фестиваля драйвовая музыка в исполнении «Тартак», «ВИЙ», «САД», «KARNA» и «Шпылястых кобзарей», перфомансы, лекции известных научных, общественных деятелей, писателей, экскурсии, мастер-классы, а также показ спектаклей - интерпретаций произведений Шевченка.
В этом году при поддержке организаторов, директора - художественного руководителя МАХРДТ Артема Свистуна, а также Николаевского управления культуры, национальностей и религий впервые на фестиваль приехал коллектив Николаевского академического художественного русского драматического театра со спектаклем «Гайдамаки». Постановка режиссера Евгения Олейника функционирует уже шестой год и пользуется огромной популярностью среди зрителей разных возрастов. И сейчас ее смогли увидеть поклонники творчества Кобзаря со всей Украины именно на малой родине Тараса - в селе Моринцы.
Спектакль «Гайдамаки» по одноименной поэме Тараса Шевченка впервые поставил Лесь Курбас в 1920 году. С тех пор история украинского театра насчитывает около 90 ее постановок. Одной из них стал спектакль Николаевского русдрама. Создан в бурное время для украинского народа, в 2014 году, он стал отголоском исторических перипетий в нашем государстве. Возвеличивание национально-освободительного движения Украины и его героев - участников Колиивщины, безграничная вера в бессмертие украинского народа, в его славное будущее, призыв к прекращению социального и национального гнета и единения славянских народов, а также присутствие духа современности проходят сквозными мотивами через всю постановку .
Перед зрителям гармонично раскрываются две основные коллизии - драматическая история любви и борьба гайдамаков, что позволяет зрителю проводить параллели с прошлым и настоящим. Тарасово пророческое слово, запечатленное веками неподдельным сочувствием и любовью к Украине, устами героев спектакля звучит для людей современности, для тех, кто мыслящий и не боится правды. Поэтому постановка, безусловно, актуальна для сегодняшнего дня.
Зрителям спектакля раскрывается не только романтическая история Оксаны (Анна Устинова) и Еремы (Валерий Павленко), а и трагические перипетии жизни гайдамацкого поводыря Ивана Гонты (народный артист Василий Остафийчук). Преданный народу и его вере, он убивает свои детей католиков:
«Мої діти католики…
Щоб не було зради,
Щоб не було поговору,
Панове громадо!
Я присягав, брав свячений
Різать католика.»
Самоотверженный в любви к украинскому государству, Гонта стал образцом для многих поколений, но, к сожалению, не нашел должного уважения среди своих современников:
«Нема Гонти; нема йому
Хреста, ні могили.
Буйні вітри розмахали
Попіл гайдамаки,
І нікому помолитись,
Нікому заплакать.»
Таким образом в постановке звучит призыв не только к народному единению, но и к прославлению тех людей нашей истории, которые стали в основе развития украинской государственности.
Спектакль «Гайдамаки» кроме своих культурно-эстетических и воспитательных особенностей, имеет очень удачное сценическое решение. Сценография, которая отличается многофункциональностью, лаконизмом и символичностью, хорошее музыкальное оформление, профессионализм актеров виртуозно сочетаются с другими компонентами режиссерского решения и демонстрируют качественный культурно-художественный продукт.
«Минають дні, минає літо,
А Україна, знай, горить…», - продолжаются бурные исторические перипетии гайдамаков и находят свое воплощение в истории современности. Поэтому в такое бурное время для всего украинства спектакль «Гайдамаки» является своеобразным идентификатором патриотизма, примером всеобъемлющей любви и переживания за судьбу нации, ключом к формированию национального самосознания зрителей.
Участие коллектива Николаевского русдрама с постановкой «Гайдамаки» в «Ше.Fest» (а в 2017 году на фестивале в Коломые) под руководством прогрессивного руководителя Артема Свистуна, безусловно, знаковое событие для театра. Оно дала возможность расширить границы культурно-художественного и просветительского объединения шевченколюбов со всех уголков Украины.