3 января николаевский трамвай празднует свой очередной день рождения. Так, ровно 107 лет назад состоялось торжественное открытие городской электрической станции.
Редакция 0512.ua решила рассказать горожанам об этом знаменательном событии.
Так, в начале ХХ века в Николаеве уже начали раздумывать о том, чтобы заменить конно-железную дорогу на электрическую тягу. Поэтому, уже 1 февраля 1913 года конку выкупили у Бельгийского Анонимного общества в собственность города, а позже начали развивать активные действия в сторону проекта движения для электрического трамвая.
Спустя два года - 3 января 1915 года в Николаеве открыли движение электрического трамвая. Вот как об этом писали в газетах:
"Николаевский городской голова Н.П.Леонтович и председатель исполнительной комиссии по постройке городского электрического трамвая И.С.Некрасов извещают граждан г.Николаева, что в воскресенье 21 декабря (по новому стилю 3 января) в 1 час дня в депо трамвая (1 Песчаная, угол Инвалидной) состоится торжество открытия городского электрического трамвая. Перед началом открытия движения трамвая будет отслужен молебен с освящением вагонного парка. Вся вырученная плата за проезд в течение первого дня открытия движения трамвая будет направлена на благотворительные нужды связанные с войной".
Уже тогда, в первый год, в Николаеве действовало четыре трамвайных маршрута:
Первый маршрут двигался от вокзала до горбольницы, имел ответвление к Православному кладбищу. Участок трамвайной линии был одноколейным и не имел разворота на конечной остановке. Вагоновожатый переходил в хвост салона, и вагон двигался "задом" до парка.
Маршрут №2 "Спасск (Яхт-клуб) - Привозный рынок" (ныне район гостиницы "Украина".
Маршрут №3: "Кузнечная-Привозный рынок".
Маршрут №4: "Каботажный мол-Кладбище".
Стоимость проезда составляла 5 копеек, а если с пересадкой, то 8 копеек. Ученики и нижние чины платили вполовину меньше от указанного тарифа.
Всего за 1915 год трамваем воспользовались 8,6 миллионов человек, и выручка составила 145 166 рублей дохода. Протяженность линий достигла 22,5 вёрст.
Во время Второй мировой Войны, в 1941 году, в окупированом Николаеве немцы подорвали электростанцию и движение трамваев было временно остановлено.
После войны принялись не только восстанавливать разрушенное, но и строить новое. Так, в 1950 году начали строить новую ветку до Широкой Балки, а также построили ещё одно депо.
В Николаеве в 70-80-е годах ХХ века начали внедрять новый подвижной состав, а старый реконструировали. Улучшали депо и перешивались пути. В 1989 году на 6-ти маршрутах эксплуатировалось 180 трамвайных вагонов и 15 специальных вагонов.
В наше время в Николаеве этот вид передвижения по городу пользуется особой популярностью.
А работники КП "Николаевэлектротранс" стараются модернизировать старый подвижной состав, чем радуют горожан. К примеру, по городу ездит первый модернизированный трамвай, да ещё и в стиле бренда города.
Фото: из открытых источников, 0512.com.ua.
По материалам Электротранспорт Николаева и Николаевского горсовета.