Первая железная дорога в Николаеве: история создания, - ФОТО
История железнодорожной дороги в Николаеве.
В рамках спецпроекта “Николаев исторический” редакция 0512.ua. продолжает знакомить читателей с городом поближе. В этот раз речь пойдет об истории создания железной дороги в Николаеве, а также о первом вокзале, который сейчас, к сожалению, превратился в станцию, а его красивый фасад не видно из-за образовавшегося рынка.
история железнодорожного движения, жд вокзал в Николаеве
Как создавалась железная дорогая в Николаеве
Согласно книге “Исторический очерк столетнего существования Николаева”, в 1867 году уже была построена железная дорога между Кременчугом и Елизаветградом. Вскоре иностранные капиталисты выступили с предложением к земству Херсонской области, чтобы провести линии от станции Знаменка до Берислава с ветками на Николаев и Херсон.
Позже, вернувшись из Херсона, николаевские земские гласные внесли проект в Думу. Дума же неохотно встретила этот проект и сделала вид, что это ее не касается. Тогда делом занялись горожане, которые подали три докладные записки на имя князя Константина Михайловича, на имя Губернатора и на имя министра путей соединения. Жители в записках указали, что поддерживают проект касаемо Николаева, и предлагалось его соединение с общей железнодорожной сетью.
история железнодорожного движения, жд вокзал в Николаеве
В ответ на это, Министерство путей заявило, что ходатайство удовлетворить нельзя по причине того, что Кременчугско-Николаевская железная дорога не вошла в число утвержденных 23 апреля 1866 года первоочередных линий железных дорог, на которые и собирались направить основные средства.
В Николаеве же все больше и больше начали заниматься вопросом железной дороги вместе с губернатором Николаева Богданом Александровичем фон-Глазенапом. В 1868 году принято отправить в Петербург делегацию, в которую вошли николаевские купцы Бухтеев и Клатовский. Губернатор также отправился в столицу, где представил делегатов Его Величеству Великому Князю Константину Михайловичу. Князь же обещал помочь в деле.
Кроме правительственного утверждения проекта железной дороги, требовался еще и капитал. В итоге николаевским депутатам пришлось отсоединиться от земства, которое не очень жаловало проект. Был выставлен новый проект: маленькая линия от станции Знаменка. Спустя время правительство все же передало концессию на Знаменско-Николаевскую линию.
Товарную станцию нужно было делать при въезде в город - возле порта. Из-за этого нужно было снести ряд кварталов по улице Заводской. А пассажирский вокзал строили в торговой части города. Железная дорога начала свою работу в 1873 году, открывали ее с пышностью, на станции также отслужили молебен. Вторым по значению после пассажирских перевозок, должна была стать перевозка хлеба, угля и руд в Николаевский коммерческий порт. Но это было довольно сложно. Товарная станция находилась в 2-х верстах от порта, а дороги оставляли желать лучшего.
Позже Дума подписала договор с правлением Харьковской-Николаевской железной дороги и появилась рейковая ветка от товарного вокзала к порту. А с 1 января 1907 года Харьковско-Николаевская дорога объединилась с Курско-Харьково-Севастопольской и стала называться Южной железной дороги.
“За 1893 г. на Харьково-Николаевской железной дороге было перевезено 125171451 млн. пудов частных грузов и багажа.Развивается и пассажирский железнодорожный транспорт. В 1894 г. в Николаеве прибывало и отправлялось два пассажирских поезда - утром и вечером”.
Решался и вопрос расширения железнодорожной магистрали. В 1907 году закончили строительство линии Николаев Гурьевка - Колосовка - Одесса и Николаев - Водопой – Снигиревка – Апостолово - Херсон.
“На рубеже XIX и XX ст. рост и промышленное развитие Николаева во многом определила деятельность железной дороги и коммерческого порта. Николаев включился в систему международной торговли и стал составной частью общегосударственного торгово-промышленного капитала, что на долгие годы, даже несмотря на социальные потрясения, стало залогом экономический стабильности города”.
В период Гражданской и Второй мировой войны железнодорожная сеть была разрушена. Так, при отступлении немцы ломали рельсы и шпалы. А уже, когда в городе появились войска Советской Армии, одной из главных задач было восстановление железной дороги.
В начале 50-х построили новое здание вокзала, недалеко от старого, одноэтажного, в конце улицы Пушкинской.
"Центральная часть с кассовым вестибюлем расположена несколько выше боковых крыльев, вход в здание вокзала фиксируется изящной полуциркульной аркой. Протяженные крылья, в которых размещены залы ожидания и технические службы, также оформлены арками, но более вытянутых пропорций. Над карнизом устроен парапет, перебиваемый в центре крыльев фронтонами".
Угасание вокзала
В начале 80-х годов в Николаеве появился второй пассажирский вокзал. И тут горожане забеспокоились: А что же будет со старым вокзалом? Руководство железной дороги объясняло, что со старого вокзала будут отправляться только те поезда, которые начинают путь своего следования из Николаева, а именно: Николаев –Москва, Николаев — Ленинград, Николаев — Киев, а также Херсон, Каховка, Долинская, Новополтавка. Приниматься к старому вокзалу будут поезда, маршрут следования у которых заканчивается в Николаеве. Это поезда из Москвы, Ленинграда, Киева, Херсона, Каховки, Долинской и Новополтавки.
Жд вокзал, вокзал в Николаеве
Сейчас же курсирует несколько пригородных поездов: Николаев – Новополтавка, Николаев – Каховка, Николаев – Долинская и Николаев – Колосовская. Также основными клиентами являются морские и речные порты, Вокзал стал брать на себя больше грузовые поезда, за день может принять более 500 вагонов. Вокзал же окружили торговые ряды, за которыми красивого здания не видно. Теперь это стало местом скопления не отъезжающих и провожающих, а тех, кто хочет купить продукты.
По материалам: николаевского базара и книги Ге Г.Н. Исторический очерк 100-летнего существования Николаева при устье Ингула. - Николаев, 1890