Ежедневно по городу курсирует около 350 единиц транспорта: частные перевозчики и коммунальный транспорт от "Николаевпастранс" и "Николаевэлектротранс" - это почти вдвое меньше, чем два года назад.
Редакция 0512 узнала у горожан, довольны ли они качеством предоставления услуг по общественному транспорту, каким общественным транспортом пользуются и что хотели бы изменить, а также спросила у перевозчиков, как изменилась их работа и с какими проблемами они столкнулись.
Что говорят жители
Редакция 0512 провела опрос среди николаевцев. Всего в опросе приняло участие 60 человек разного возраста, пола и занятости. Все они пользуются общественным транспортом чуть ли не ежедневно, а более 50% опрошенных отдают предпочтение коммунальному транспорту, а не маршрутным такси.
Более половины жителей довольны работой электротранспорта и коммунальными автобусами, но есть жалобы на работу коммунального транспорта именно в вечернее время.
Также жалуются респонденты на стоимость проезда в "маршрутках" (по состоянию на январь это 15 гривен), на поведение водителей и на то, что невозможно добраться вечером в отдаленные районы Николаева. Николаевцы просят увеличить количество единиц транспорта, особенно в вечерние часы и уменьшить интервал движения:
"...Что касается частных перевозчиков, то они ходят хаотично, сам транспорт заброшен, невозможно отследить их движение в приложениях. Фирмы периодически шантажируют общественность и городской совет по повышению стоимости проезда, при этом качество услуг абсолютно не изменилось за последние 5 лет. Вечером они практически не ходят. Приходится ждать на холоде по 20-30 мин.
Когда работала, это с 7:00 до 19:00. Еле успевала на последнюю очередную маршрутку, чтобы добраться без осложнений домой.
Часто транспорт грязный, в слишком "изношенном" состоянии. Особенно трамваи: шумные, продуваются ветром, протекают от осадков, останавливаются при сильных ливнях и тому подобное.
Что касается коммунального транспорта, то вполне довольна. Особенно электротранспортом, где можно оплатить проезд без наличных. Ты платишь и не отвлекаешь водителя от управления. К сожалению, коммунальные автобусы пока в сервисе немного отстают.
Вечером автобусы 79, 81 и 91 очень рано сходят с маршрута, а 1 автобусов (нормальных, а не до автовокзала / 6-й слободской) вечером очень мало, интервал полтора часа.
Следует уменьшить интервал, или увеличить количество единиц транспорта, надо обеспечить районы в вечерние часы дополнительным транспортом"
Какова ситуация с маршрутными такси в Николаеве
В 2021 году, по городу курсировали 410 "маршруток" от частных перевозчиков, а уже в период полномасштабного вторжения, в 2023 году, их количество уменьшилось до 270. Заместитель начальника управления транспортного комплекса, связи и телекоммуникаций Николаевского городского совета Олег Кукса объясняет, что такая разница в количестве именно маршрутных такси связана с тем, что не хватает авто и водителей на маршруты. Он отметил, что временно прекратили перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования №83, № 88, №19, №5, №95.
"Большая недостача водительского состава на предприятиях-перевозчиках в связи с призывом мужчин к службе в рядах Вооруженных Сил Украины", - добавил Олег Кукса.
Знают в управлении транспорта и о том, как трудно добраться в отдаленные районы, поэтому пытаются привлекать и увеличивать водительский состав коммунальных предприятий и частных предприятий-перевозчиков. Кукса отмечает, что дополнительно назначали дежурные автобусы, чтобы перевозить пассажиров именно в вечернее время.
"При наличии достаточного количества водительского состава на "Николаевпастранс" и частных предприятиях-перевозчиках исполнительный комитет увеличит количество автобусов и "маршруток" на городских автобусных маршрутах общего пользования в мкр. Матвеевка, Терновка и Корабельного района, что в свою очередь уменьшит интервалы движения", - говорит Олег Кукса.
Он добавил, что исполком постоянно работает с предприятиями-перевозчиками, чтобы те выполняли условия договора и придерживались графиков движения.
"Наше управление постоянно проводит проверки по соблюдению договорных требований в части количества авто, интервалов движения, санитарного состояния транспортных средств и графиков работы городских автобусных маршрутов общего пользования. После таких проверок мы предоставляем поручения для исправления недостатков", - отметил Кукса.
Состояние дел на "Николаевэлектротранс"
До начала полномасштабного вторжения в Николаеве ежедневно курсировало 44 троллейбуса и 44 трамвая. По состоянию на январь 2024 года, Николаевом курсирует 37 троллейбусов и 27 трамваев.
С помощью электротранспорта горожане могут добраться почти в каждый район Николаева за 8 гривен, а при покупке в кассах или онлайн стоимость проезда составляет 7 гривен, тем более, что с декабря оплата онлайн возможна не только для пользователей Привата, но и для тех, у кого другая платежная система.
За время войны на коммунальном предприятии (КП) возобновили курсы для будущих водителей, ремонтируют подвижной состав и получают новые единицы транспорта, чтобы по городу курсировало больше трамваев и троллейбусов.
Главная проблема - отсутствие кадров. Какое решение?
Директор предприятия Юрий Сметана говорит, что самая главная проблема для КП - недостаточное количество кадров, в частности водителей. Поэтому на КП уже как год возобновили курсы, где обучают будущих водителей троллейбуса и трамвая.
- Мы возобновили работу курсов и за этот период удалось выпустить 33 человека, которые получили квалификацию водителя троллейбуса 3 класса. В декабре еще 15 человек начали обучение по этой программе. Кроме того, у нас есть группа, где учатся и будущие водители трамвая - это шесть человек. Как только эти две группы выпустятся - мы сразу начнем новый набор. Мы учим всех, кто хочет у нас работать, - говорит Юрий Сметана.
Кроме обучения, на "Николаевэлектротранс" собственными силами обновляют подвижной состав.
- Мы стараемся обновлять имеющийся подвижной состав. В связи с войной, недостаточным количеством персонала и логистическими нюансами, у нас немножко затянулась модернизация трамвая и троллейбуса, но мы делаем все зависящее, чтобы выпустить их на линию, - отметил директор "Николаевэлектротранс".
Продолжается и международное сотрудничество по закупке новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом. В 2023 году в рамках сотрудничества с ЕБРР предприятие получило семь троллейбусов "Днепр", также по контракту ожидается поставка еще трех таких троллейбусов. В целом предприятие будет иметь сорок троллейбусов "Днепр" с аварийным автономным ходом до 1 километра.
Общественный транспорт в Николаеве — с какими проблемами столкнулись перевозчики, - ФОТО
Также сейчас проводится работа с тендером на закупку троллейбусов с автономным ходом до 20 километров.
- Мы сделали и направили свою оценку в офис банка, чтобы они согласовали подписание контракта. Это будут не только кредитные средства, но и 3,9 миллиона евро - средства, которые предоставило правительство Дании. Мы продолжаем переговоры с правительством Дании, чтобы они дофинансировали этот проект и Николаев получил не 31 троллейбус, а все 40, - отметил Юрий Сметана.
Общественный транспорт в Николаеве — с какими проблемами столкнулись перевозчики, - ФОТО
Автобусы есть, а кадров нет. Какова ситуация на "Николаевпастранс"
"Зеленые автобусы" курсируют по городу с 2019 года и даже с началом полномасштабного вторжения не прекращали работу и перевозили горожан, а также занимались эвакуацией николаевцев в Одессу и Паланку. В конце 2021 года на предприятии насчитывалось 23 автобуса, а с начала полномасштабной войны часть транспортных средств передали на нужды ВСУ.
"Наш транспорт ходил каждый день. И даже когда автобусы получали повреждения после ударов врага, работники предприятия очень быстро их ремонтировали, понимая, что на нашем КП лежала основная нагрузка и ответственность по обеспечению по перевозке пассажиров", - рассказали на предприятии.
В течение 2022 - 2023 годов предприятие во главе с городским советом наладило сотрудничество с международными партнерами и имеет 41 автобус. Кроме того, по проекту UNOPS и Правительства Дании в 2024 году город получит 12 новых автобусов, из них 4 уже прибыли в Николаев в декабре.
- В рамках реализации совместного с Европейским инвестиционным банком проекта в "Городской общественный транспорт Украины", во главе с горсоветом планируем воплотить в жизнь программу "Поставка новых низкопольных автобусов длиной от 8,2 до 10,5 м", включая основные и расходные запасные части, оборудование и инструменты для технического обслуживания и ремонта, и сопутствующие услуги на общую сумму до 4,500,000 евро, без НДС и, если уместно, без таможенных пошлин", - говорит и.о. директора Игорь Кушнир.
В начале полномасштабного вторжения в 2022 году предприятие столкнулось с проблемой отсутствия топлива и запасных частей для техники. В 2023 году предприятие постигла новая проблема - нехватка квалифицированных кадров. КП нуждается в водителях категории Д и слесарях колесных транспортных средств. Об этом неоднократно говорил и мэр, ведь город получает автобусы от различных международных партнеров. Только за 2023 год Николаеву передали 13 автобусов - и при поддержке Дании, и от Норвегии, но водителей на новые автобусы нет.
Что делают с проблемой нехватки кадров в "Николаевпастранс"
В комментарии 0512 на КП отметили, что сейчас пытаются решить проблему отсутствия кадров. Сейчас рассматривается альтернативное решение - это обучение водителей/водителей на категорию "Д" за счет КП "Николаевпастранс" с последующим трудоустройством на предприятии.
Вместо выводов
- Наша главная проблема - война. Из этого следует нехватка кадров и то, что некоторые процессы происходят дольше, - резюмирует директор "Николаевэлектротранс".
Следует ли ожидать горожанам в 2024 году увеличения количества общественного транспорта? Да, ведь городу помогают с этим международные партнеры, и сами предприятия заинтересованы в увеличении подвижного состава. Остается открытым вопрос нехватки кадров, ведь без квалифицированных водителей все новенькие троллейбусы и автобусы останутся стоять на предприятиях.