• Главная
  • Отошел из Николаева под советским флагом, а вернулся с желто-голубым флагом: история яхты "Икар",- ФОТО
12:40, 25 марта
Надежный источник

Отошел из Николаева под советским флагом, а вернулся с желто-голубым флагом: история яхты "Икар",- ФОТО

Николаевская яхта "Икар" стала первой лодкой от советского союза, которая совершила кругосветное путешествие. Символично, что 16 метровый парусник отошел из Николаева под флагом СССР, а вернулся с желто-голубым флагом независимой Украины.

Недавно в Николаевском музее судостроения и флота провели мероприятие, посвященное яхте "Икар", которая совершила кругосветное путешествие, передает "Идентичность Николаевщины". Покоряли вместе волны морей и океанов 9 бывалых моряков под командованием капитана Бориса Немирова.

Члены экипажа знаменитой яхты «Икар» на встрече

Редакция сайта 0512. ua решила рассказать о судьбе яхты, прославившей Николаев, а также о встрече героев после путешествия и признании.

Проектирование и строительство "Икара"

Икар

"Икар" изначально проектировался для кругосветного путешествия и его делали с большим запасом прочности. Проект яхты создавали в институте кораблестроения (нынешний НУК).

По словам членов экипажа яхта и проектировалась только для одного грандиозного путешествия. Проектирование началось в 1978 году. Его осуществляли студенты двух выпусков, главным конструктором был будущий капитан Борис Немиров.

"Икар" - это стальной двухмачтовый парусник, предназначенный для учебных, спортивных и туристических плаваний, а также судовой практики небольших групп студентов и выполнения научно-исследовательских работ. Длина яхты - 16 метров, площадь парусов - 150 квадратов, осадка - 2,55 метров, полное водоизмещение - 27,5 тонн. У судна есть вспомогательный двигатель мощностью 25 лошадиных сил.

Макет "Икару" в музее судостроения и флота

Макет "Икару" в музее судостроения и флота

- Кстати, почему "Икар"? Ведь, как известно, герой античного мифа, взлетевший на крыльях к небу, упал в море и погиб. Неужели экипаж не видел мрачной символики, содержащейся в названии яхты? Этот вопрос задавали Борису Степановичу Немирову и до, и после плавания. Капитан отвечает на него так: "Икар" - это не человек. "Икар" - это состояние души...", - писал Олег Гураш в материале "Возвращение "Икара".

Строился "Икар" два года и в 1984 году яхта была спущена на воду. В этом же году она совершила свой первый поход по Черному морю.

Как рассказали во время мероприятия в музее судостроения и флота, первое путешествие "Икара" длилось 325 дней. За это время парусник преодолел 31 тысячу миль без заходов в порты.

Далее яхта регулярно участвовала в различных спортивных соревнованиях, однако самым знаковым стало кругосветное плавание под парусами вокруг земного шара, к которому подготовка длилась не один день.

Сначала были испытания. Когда яхта еще находилась на судостроительном заводе, произошел взрыв газового баллона, и судно получило значительные повреждения. Но из-за настойчивости Немирова, судно за два года удалось восстановить.

Экипаж двигался к цели. Началась подготовка к осуществлению мечты. В "Икар" вместили два грузовика необходимой техники, была оборудована спутниковая система навигации. Сроки выхода в "кругосветку" несколько раз переносили. Однако запланированное стало реальностью.

Кругосветное путешествие и вызовы во время него

9 сентября 1987 года "Икар" с экипажем в составе 9 бывалых моряков под командованием капитана Бориса Немирова вышел из Николаева. В состав экипажа входили мужчины, которые посещали Яхт-клуб с ранних лет и мечтали совершить такое путешествие. Кроме капитана на судне находились: старпом Анатолий Кузнецов, помощники капитана Александр Кузнецов и Станислав Черкес, радист, механик, электромеханик Андрей Марков, инженер-океанолог, матрос Александр Плякин, боцман, парусный мастер Владимир Терня и врач Сергей Прусов.

Однако состав вскоре изменился. Когда яхта попала в сильный шторм возле Испании, всем стало понятно, что на "Икаре" не может оставаться более 7 человек и путем тайного голосования было решено отправить домой двух участников - врача Прусова, страдавшего морской болезнью, и Яковлева, который хоть и был хорошим штурманом, но у него все же не было навыков яхтсмена.

Далее в экваториальной зоне начались серьезные испытания: жара 45-50 градусов сопровождалась долгими штилями. Еще и подводная часть яхты начала обрастать ракушками. Экипаж пытался бороться с этой проблемой, но безрезультатно.

В Индийском океане яхту ждала встреча с китами, которых экипаж так опасался и всячески старался их обходить. Однажды, в районе острова Кергелен, перед носом "Икара" внезапно всплыл огромный сейвал. Кит лежал на воде и, казалось, пристально наблюдал за людьми, нарушившими его покой. К счастью, все кончилось мирно, сейвал выпустил высокий фонтан и ушел под воду.

Конечно же яхта пережила штормы, которые опаснее всего для маленького судна. Как-то во время сильной качки выдавило пробку из самой большой цистерны, которая вмещала около 400 литров питьевой воды и таким образом около половины воды было потеряно.

26 марта "Икар" оказался в 40 милях от мыса Горн. А когда яхта подошла совсем близко, капитан приказал замедлить ход, приспустить флаг и дать салют. Для команды это были незабываемые минуты, потому что прохождение мыса Горн - вершина достижений в парусном спорте. Обойдя его, "Икар" вышел в Атлантику на финишную прямую.

- "Икар" был круизным судном, не приспособленным к соревнованиям, но благодаря команде яхтсменов пришел первым в своей группе на Канарские острова. "Мы сами удивились. Это был сумасшедший заряд бодрости, - вспоминают этот момент сами икаровцы.

Члены экипажа знаменитой яхты «Икар» на тематической встрече в Музее судостроения и флота

Так, за 325 ходовых суток яхтсмены прошли 31 тысячу миль, посетив Канарские острова, Тасманию, обогнув мыс Горн и зашли на остров Святой Елены.

Встреча героической яхты и экипажа в Николаеве

В кругосветное путешествие парусник отошел из Николаева под советским флагом, а вернулся с желто-голубым флагом независимой Украины. Яхтсмены сменили его во время путешествия, когда Верховная Рада официально приняла флаг. На тот момент икаровцы были в Генуе и собственноручно шили новый флаг.

31 июля 1988 года к приходу "Икара" в Николаеве была устроена торжественная встреча. Экипаж встречали еще до подхода к городу почти все яхты Николаева. А на берегу собралось более 10 тысяч горожан.

Путешествие "Икара" было в центре внимания многих СМИ. Писали о нем в разных газетах того времени, говорили на радио и телевидению. Спортивный подвиг был по достоинству оценен общественностью.

Государственный комитет по физической культуре и спорту СССР всем участникам этого плавания присвоил звание мастеров спорта СССР. А капитан Борис Немиров, старший помощник Анатолий Кузнецов и боцман Владимир Терняк стали заслуженными мастерами спорта.

Также Немирову было присвоено звание почетного гражданина города Николаева. Правление советского Фонда мира наградило экипаж яхты "Икар" золотой медалью. Все члены команды получили личные серебряные медали Фонда мира.

Остается одной из важнейших яхт, которая принесла славу городу: "Икар" сегодня

После кругосветного путешествия "Икар" совершил еще несколько походов. В 1992 году он в ранге почетного гостя участвовал в международной регате "Колумбус-92", которую посвятили 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом. В рамках этого мероприятия впервые под флагом независимой Украины парусник совершил поход в Нью-Йорк и обратно.

В наши дни макет яхты, изготовленный в 1980 году, можно увидеть в Николаевском музее судостроения и флота, а модель передал музею сам капитан легендарного "Икара".

Также сохранилась сама яхта, и она до сих пор находится на воде. На ней проходят практику студенты университета - учатся вязать узлы, пришвартовываться и изучают технику управления.

Однако в течение длительного времени у администрации и студентов НУК оставалась в мечтах и планах - восстановление судна, чтобы принять участие в регатах и продолжить бороздить моря и океаны.

И мечта состоялась, в 2020 году легендарный "Икар", который через 30 лет находился в отличном состоянии, принял участие в регате "Кубок Кинбурнской косы - 2020". На фоне всех конкурсантов, знаменитая яхта выделялась, не только почтенным возрастом, но и своей уникальностью и особой важностью для города.

По материалам "Укринформ", НУК и страницы "Идентичность Николаевщины"

Фото из Интернета.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Икар #яхта николаев #яхта икар #кругосветное путешествие
Высокие оценки пользователей за Корисність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Объявления
live comments feed...