110-летие трамвая в Николаеве: что вспоминают бывшие работники и как сейчас модернизируют старые вагоны, - ФОТО
Недавно в Николаеве отметили 110-летие со дня запуска трамвая. Сегодня трамвай служит не только общественным транспортом для горожан, но и доставляет очищенную воду.
Редакция 0512 решила вспомнить историю создания трамвая и расспросить бывших работников КП "Николаевэлектротранс" об их воспоминаниях, связанных с работой электрического транспорта.
Стремительное развитие города и появление первого трамвая в Николаеве
В начале XX века в Николаеве произошло важное событие – ввод в эксплуатацию городской электрической станции. Появилась возможность замены конной электрической тяги. В 1909 году было начато проектирование первого городского электротрамвая. В январе 1915 года в Николаеве был пущен первый трамвай на электрической тяге, а через некоторое время было завершено строительство трамвайного парка, впоследствии ставшего депо №1. К концу того года в городе уже действовали 4 трамвайных маршрута, а общая длина трамвайных путей составила 18 ,4 км. На линии выходило от 31 до 38 вагонов.
Из-за насильственного захвата власти большевиками трамвайное движение в городе было приостановлено до 1925 года. В 1927 году в Николаеве действовало только два маршрута "Кузнецкий - Спасск" и "Каботажка - Больница".
В 1933 году Николаевский трамвайный парк стал пополняться машинами типа Х и М. К концу 1930-х годов протяженность трамвайных путей составляла 41 км. Город обслуживала 71 единица подвижного состава. Николаевский трамвай продолжал работать даже в период оккупации во время Второй Мировой войны.
В апреле 1951 года начало работать новое депо, полученное №2. Самый первый вагон темно-красного цвета снизу и кремового сверху имел бортовой №201. Следующие машины окрашивались в темно-синий цвет. В городе существовали два трамвайных парка с разными типами вагонов - узким и широким путем, которые были соединены между собой. Длина трамвайных путей в городе составила 33,2 км. В 1960 году в городе появляются первые КТМ/КТП-2. С 1961 по 1972 годы в Николаеве осуществляется окончательный переход на широкий путь.
В 1988 году предприятия городского электротранспорта объединились и соответственно изменили нумерацию вагонов. Бортовые номера трамваев из трехзначного стали четырехзначными, где первая цифра означала принадлежность к депо.
В 1990-х годах в Николаеве, как и во многих хозяйствах электротранспорта Украины, пассажиропотоки на городском транспорте в среднем снизились на 25%. В 2015 году в Николаев поступило 12 подержанных вагонов Tatra T3 из Чехии и Латвии.
В 2022 году, в ходе российского вторжения в Украину, николаевский трамвай стал одним из символов несокрушимости и продления жизни в городе.
"Профессия водителя была очень романтичной": воспоминания бывших работников
Главный инженер КП "Николаевэлектротранс" Александр Харин работает на предприятии почти 40 лет. Говорит, что бывало разное.
“В 1990 годах мы имели где-то 90 вагонов, но выпускали 17. Благодаря неушедшим работникам мы смогли удержать предприятие, а впоследствии увеличился и пассажиропоток. Сейчас сложность в войне не хватает дополнительных рук. Многие ребята ушли на фронт”, - говорит инженер.
Около 40-50 лет назад немало, как и сейчас водителями работали в основном женщины. В то время предприятие имело одну из самых высоких зарплат в городе - около 100 рублей.
Николаевчанка Алла проработала водительницей трамваев 42 года. Женщина говорит, что пошла работать из-за хорошей зарплаты, чтобы обеспечить себя и ребенка.
“Я очень боялась. Тогда диспетчер получал 60 рублей, а я 107. Это были хорошие деньги. Я работала на разных трамваях и узкопутных в том числе”, - говорит женщина.
Любовь проработала на предприятии 41 год и только недавно вышла на пенсию. Бывшая водитель электротранспорта вспоминает, что раньше николаевцы любили ездить "зайцем", однако из-за нехватки контролеров их никто не штрафовал.
“Я пришла на предприятие в 18 лет. И всю жизнь здесь. Меня еще из школы привлекала эта профессия. Мне она казалась такой романтичной. Я была хрупкая девушка, которая управляла тяжелым транспортом”, - улыбается женщина.
Людмила так же, как ее бывшие коллеги была водительницей. Вспоминает, что когда-то для работников Черноморского судостроительного завода ходил спецрейс.
"Это были 1970-1980 годы. Вагон был забит даже ночью. Тогда смена продолжалась где-то 9-10 часов с 5 утра до 14:00. В целом работали сначала по 5 дней, потом три. У нас был дружный коллектив. Мы дружим до сих пор. Многие так даже встретили свою любовь на предприятии и затем создали семьи”, - отметили Людмила.
В прошлом веке, когда не было еще гаджетов, то бывший водитель напоминает, что когда трамвай ломался, то приходилось звонить от кого-то, чтобы сообщить об этом на предприятие.
“Тогда были телефонные автоматы на улицах. Также случалось такое, что звонили и из аптеки или магазина какого-нибудь. Бывало так, что ночью приходилось беспокоить кого-то из местных жителей. Тогда не было этих домофонов. Люди с пониманием относились к таким ситуациям”, - вспоминают работницы “Николаевэлектротранса”.
Что касается возникших трудностей, то водители отметили в частности о значительных осадках в виде снега.
Это сейчас у нас зимы без снега. А если случалась метель, то приходилось останавливать трамвай и бывало по нескольку дней он мог так простоять. Небезразличные горожане приносили чай или вкусности. Это была такая поддержка, ведь вагон нельзя было бросить, а оттащить трактором его не так легко сразу”, - отметили бывшие водители.
Несмотря на все несогласия, бывшие работники с теплотой вспоминают о своих годах труда на трамвае и говорят, что предприятие действительно развивается и радует то, что старые трамваи модернизируют на современный лад.
Модернизация 40-летнего трамвая на современный лад
Сегодня протяженность трамвайных путей составляет 69,7 км. Ежедневно в Николаеве выходит 28 трамваев, развозя тысячи человек по шести маршрутам и доставляя очищенную воду спецрейсом. В настоящее время на предприятии работает 83 водителя трамваев.
Также недавно предприятие представили обновленный вагон КТМ-5. Он был изготовлен еще в 1980 году, однако теперь его не узнать. Кузов сделали отчасти с низким полом, с более современным дизайном.
Изменился и салон, в котором установлено 34 места для сидения, а также откидной пандус для людей с инвалидностью. Появился кондиционер и система отопления, в том числе в кабине водителя, а также система видеонаблюдения, рекламный монитор и USB-разъем для зарядки гаджетов.
На маршруты города трамвай 1058 выйдет ориентировочно через месяц после прохождения всех процедур перерегистрации и испытаний.
Фото Николаевского областного архива и редакции 0512.
В статье использованы материалы из Wikipedia.