• Главная
  • 110-летие трамвая в Николаеве: что вспоминают бывшие работники и как сейчас модернизируют старые вагоны, - ФОТО
12:30, 10 января
Надежный источник

110-летие трамвая в Николаеве: что вспоминают бывшие работники и как сейчас модернизируют старые вагоны, - ФОТО

Недавно в Николаеве отметили 110-летие со дня запуска трамвая. Сегодня трамвай служит не только общественным транспортом для горожан, но и доставляет очищенную воду.

Редакция 0512 решила вспомнить историю создания трамвая и расспросить бывших работников КП "Николаевэлектротранс" об их воспоминаниях, связанных с работой электрического транспорта.

Стремительное развитие города и появление первого трамвая в Николаеве

В начале XX века в Николаеве произошло важное событие – ввод в эксплуатацию городской электрической станции. Появилась возможность замены конной электрической тяги. В 1909 году было начато проектирование первого городского электротрамвая. В январе 1915 года в Николаеве был пущен первый трамвай на электрической тяге, а через некоторое время было завершено строительство трамвайного парка, впоследствии ставшего депо №1. К концу того года в городе уже действовали 4 трамвайных маршрута, а общая длина трамвайных путей составила 18 ,4 км. На линии выходило от 31 до 38 вагонов.

Конный трамвай на улице Соборной в Николаеве. Начало ХХ ст. Старая открытка

Из-за насильственного захвата власти большевиками трамвайное движение в городе было приостановлено до 1925 года. В 1927 году в Николаеве действовало только два маршрута "Кузнецкий - Спасск" и "Каботажка - Больница".

В 1933 году Николаевский трамвайный парк стал пополняться машинами типа Х и М. К концу 1930-х годов протяженность трамвайных путей составляла 41 км. Город обслуживала 71 единица подвижного состава. Николаевский трамвай продолжал работать даже в период оккупации во время Второй Мировой войны.

Один из первых трамваев в Николаеве. Фото Николаевский областной архив

В апреле 1951 года начало работать новое депо, полученное №2. Самый первый вагон темно-красного цвета снизу и кремового сверху имел бортовой №201. Следующие машины окрашивались в темно-синий цвет. В городе существовали два трамвайных парка с разными типами вагонов - узким и широким путем, которые были соединены между собой. Длина трамвайных путей в городе составила 33,2 км. В 1960 году в городе появляются первые КТМ/КТП-2. С 1961 по 1972 годы в Николаеве осуществляется окончательный переход на широкий путь.

В 1988 году предприятия городского электротранспорта объединились и соответственно изменили нумерацию вагонов. Бортовые номера трамваев из трехзначного стали четырехзначными, где первая цифра означала принадлежность к депо.

Конечная остановка в Яхт-клубе. Май 1979 года. Фото: Вольфган Шрайнер

В 1990-х годах в Николаеве, как и во многих хозяйствах электротранспорта Украины, пассажиропотоки на городском транспорте в среднем снизились на 25%. В 2015 году в Николаев поступило 12 подержанных вагонов Tatra T3 из Чехии и Латвии.

В 2022 году, в ходе российского вторжения в Украину, николаевский трамвай стал одним из символов несокрушимости и продления жизни в городе.

"Профессия водителя была очень романтичной": воспоминания бывших работников

Главный инженер КП "Николаевэлектротранс" Александр Харин работает на предприятии почти 40 лет. Говорит, что бывало разное.

“В 1990 годах мы имели где-то 90 вагонов, но выпускали 17. Благодаря неушедшим работникам мы смогли удержать предприятие, а впоследствии увеличился и пассажиропоток. Сейчас сложность в войне не хватает дополнительных рук. Многие ребята ушли на фронт”, - говорит инженер.

Бывшие работники предприятия отмечают 110-летие со дня запуска трамвая в Николаеве. Фото 0512

Около 40-50 лет назад немало, как и сейчас водителями работали в основном женщины. В то время предприятие имело одну из самых высоких зарплат в городе - около 100 рублей.

Николаевчанка Алла проработала водительницей трамваев 42 года. Женщина говорит, что пошла работать из-за хорошей зарплаты, чтобы обеспечить себя и ребенка.

“Я очень боялась. Тогда диспетчер получал 60 рублей, а я 107. Это были хорошие деньги. Я работала на разных трамваях и узкопутных в том числе”, - говорит женщина.

Любовь проработала на предприятии 41 год и только недавно вышла на пенсию. Бывшая водитель электротранспорта вспоминает, что раньше николаевцы любили ездить "зайцем", однако из-за нехватки контролеров их никто не штрафовал.

“Я пришла на предприятие в 18 лет. И всю жизнь здесь. Меня еще из школы привлекала эта профессия. Мне она казалась такой романтичной. Я была хрупкая девушка, которая управляла тяжелым транспортом”, - улыбается женщина.

Людмила так же, как ее бывшие коллеги была водительницей. Вспоминает, что когда-то для работников Черноморского судостроительного завода ходил спецрейс.

"Это были 1970-1980 годы. Вагон был забит даже ночью. Тогда смена продолжалась где-то 9-10 часов с 5 утра до 14:00. В целом работали сначала по 5 дней, потом три. У нас был дружный коллектив. Мы дружим до сих пор. Многие так даже встретили свою любовь на предприятии и затем создали семьи”, - отметили Людмила.

В прошлом веке, когда не было еще гаджетов, то бывший водитель напоминает, что когда трамвай ломался, то приходилось звонить от кого-то, чтобы сообщить об этом на предприятие.

“Тогда были телефонные автоматы на улицах. Также случалось такое, что звонили и из аптеки или магазина какого-нибудь. Бывало так, что ночью приходилось беспокоить кого-то из местных жителей. Тогда не было этих домофонов. Люди с пониманием относились к таким ситуациям”, - вспоминают работницы “Николаевэлектротранса”.

Бывшие работники предприятия отмечают 110-летие со дня запуска трамвая в Николаеве. Фото 0512

Что касается возникших трудностей, то водители отметили в частности о значительных осадках в виде снега.

Это сейчас у нас зимы без снега. А если случалась метель, то приходилось останавливать трамвай и бывало по нескольку дней он мог так простоять. Небезразличные горожане приносили чай или вкусности. Это была такая поддержка, ведь вагон нельзя было бросить, а оттащить трактором его не так легко сразу”, - отметили бывшие водители.

Несмотря на все несогласия, бывшие работники с теплотой вспоминают о своих годах труда на трамвае и говорят, что предприятие действительно развивается и радует то, что старые трамваи модернизируют на современный лад.

Модернизация 40-летнего трамвая на современный лад

Сегодня протяженность трамвайных путей составляет 69,7 км. Ежедневно в Николаеве выходит 28 трамваев, развозя тысячи человек по шести маршрутам и доставляя очищенную воду спецрейсом. В настоящее время на предприятии работает 83 водителя трамваев.

Обновленный вагон КТМ-5. Фото 0512

Также недавно предприятие представили обновленный вагон КТМ-5. Он был изготовлен еще в 1980 году, однако теперь его не узнать. Кузов сделали отчасти с низким полом, с более современным дизайном.

Изменился и салон, в котором установлено 34 места для сидения, а также откидной пандус для людей с инвалидностью. Появился кондиционер и система отопления, в том числе в кабине водителя, а также система видеонаблюдения, рекламный монитор и USB-разъем для зарядки гаджетов.

На маршруты города трамвай 1058 выйдет ориентировочно через месяц после прохождения всех процедур перерегистрации и испытаний.

Фото Николаевского областного архива и редакции 0512.

В статье использованы материалы из Wikipedia.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#николаев трамвай история #николаевэлектротранс #история трамвая николаев #николаев 110 лет трамвая
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Редакція 0512.ua. підготувала для читачів цікавий спецпроект про історію міста. Тут ви зможете прочитати цікаві факти про Миколаїв, про людей, які тут жили та історію вулиць, районів, будинків.
Объявления
live comments feed...